В преддверии выборов: как формируется муниципальный парламент

В воскресенье, 10 сентября пройдут выборы в городскую думу. Интернет-портал «СвойКировский» объяснил схему формирования муниципального парламента.

Пройти в городской парламент кандидаты могут тремя путями — через общемуниципальные партийные тройки, через территориальные группы и как одномандатники.

Кировская городская дума избирается на 5 лет и состоит из 36 депутатов. Последние 10 лет схема выборов постоянно менялась. В 2007 году все места в парламенте распределялись исключительно среди одномандатников. В 2012 году ввели смешанную систему: половина парламента по-прежнему избиралась по одномандатным округам, а вторая половина стала избираться по единому округу, то есть по партийным спискам пропорционально полученным на выборах голосам.

В этом году схема муниципальных выборов снова была изменена: смешанная система осталась, но теперь в едином избирательном округе созданы 18 территориальных групп, которые соответствуют 18-ти существующим округам. То есть если раньше от каждой партии или избирательного объединения выдвигался единый список кандидатов на весь город, то теперь этот список дробится на общемуниципальную часть, в которой может быть от 1 до 3 кандидатов (те самые общегородские партийные тройки) и 18 территориальных списков, в каждом из которых может быть от 2 до 3 кандидатов.

Это значит, что в каждом избирательном округе будет не только свой список кандидатов-одномандатников, но и свой перечень списков от разных партий. Общим во всех бюллетенях, независимо от района проживания, будет только перечень общегородских партийных троек.

Депутатом городской думы может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. Вопреки распространенному мнению, кандидат в депутаты может иметь судимость, но он обязан сообщить о ней в избирком. Еще одно условие: если после избрания депутатом гражданин будет работать в городской парламенте на постоянной основе, то есть за зарплату, ему будет запрещено заниматься предпринимательской и любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой.

Большинство муниципальных парламентариев в Кирове работают на освобожденной основе, то есть не получают зарплату за свою депутатскую деятельность. На постоянной, оплачиваемой основе работают только председатель думы — он же глава города — и два его заместителя.

Списки кандидатов по единому избирательному округу могут выдвигать только партии, а вот по одномандатным округам кандидаты могут быть как партийными, так и самовыдвиженцами. Причем партиям разрешается включать в свой список граждан, которые не являются ее членами, но таких кандидатов не может быть больше половины списка. В то же время члены любой партии могут пойти на выборы в качестве самовыдвиженцев — обычно эта фишка используется, когда кандидат не хочет «светить» свою партийную принадлежность или когда партия, вопреки желанию кандидата, отказала ему в поддержке при выдвижении.

Одномандатники, выдвинувшиеся сами или от непарламентских партий, должны собирать подписи сторонников. Для регистрации в качестве кандидатов им нужно предоставить в избирком 0,5% от общего числа избирателей в округе. Поскольку количество избирателей по округам не одинаково, то и число подписей для каждого округа отличается, но не сильно. В среднем, кандидату-одномандатнику нужно собрать от 103 до 123 подписей в свою поддержку.

С единым избирательным округом всё сложнее. По закону, не обязаны собирать подписи партии, которые в настоящее время уже представлены в Госдуме или областном Заксобрании. Сегодня таких партий четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Также могут не собирать подписи партии, которые на последних выборах в Госдуму или ОЗС набрали более 3% голосов избирателей либо на последних муниципальных выборах смогли провести в гордуму хотя бы одного своего кандидата. К таким относятся «Коммунисты России», которые на выборах в областной парламент в сентябре 2016 года получили 3,5% голосов. Остальным партиям, например, «РОТ Фронту» или «Родине», придется предоставить в избирком по 2040 подписей в свою поддержку, что составляет 0,5% от всех избирателей в городе, а их в Кирове по состоянию на 1 июля 2017 года было 408 тысяч человек.

Сбор подписей не гарантирует регистрацию кандидата. Избирательная комиссия выборочно проверяет 20% подписей, представленных кандидатом, и если хотя бы десятая часть из них будет признана недостоверными или недействительными, кандидату или списку кандидатов от партии будет отказано в регистрации.

Недостоверной считается подпись, которая поставлена от имени одного человека другим человеком. А для признания подписи недействительной достаточно соответствия одному из 13(!) пунктов, которые касаются в основном нарушений процедуры сбора подписей. Именно на этом этапе избирательные комиссии обычно отсеивают многих, в том числе нежелательных кандидатов.

Половина муниципального парламента, как уже было сказано, формируется из числа кандидатов-одномандатников. Это те граждане, которые набрали наибольшее количество голосов в своих избирательных округах. Таким образом замещаются 18 депутатских кресел.

Партийная часть парламента, которая избирается по единому избирательному округу, имеет более сложный алгоритм формирования. В зависимости от результатов голосования каждая партия получает определенное количество мандатов, пропорциональное числу отданных за неё голосов. Первые три мандата, полученные партией, передаются кандидатам из общемуниципальной тройки. Поэтому, ставя галочку в бюллетене, имейте ввиду, что в думу пройдут в первую очередь кандидаты из общегородского списка, а не вашей территориальной группы.

Если у партии больше трёх мандатов, то они уже распределяются среди кандидатов из территориальных списков. Территориальные группы ранжируются по количеству голосов, которые избиратели каждого округа отдали за конкретную партию. Чем больше «живых» голосов принесла партии тергруппа, тем выше ее шансы принять участие в итоговом распределении партийных мандатов.

Так, четвертый по счету мандат по закону должен быть передан кандидату под №1 в той территориальной группе, где голосование за партию было самым активным. Пятый мандат отдается «номеру 1» в следующей по ранжиру территориальной группе и так далее. В случае, если в какой-то из групп кандидат №1 откажется от своего мандата, его мандат будет передан кандидату №2 в его же территориальной группе.

Таким образом, номера 2 и 3 в тергруппах можно считать чисто техническими и их шансы на попадание в гордуму невелики. Однако зная любовь некоторых партий к кандидатам-«паровозам» (когда в списки включаются популярные в народе кандидаты, а потом полученные ими мандаты передаются их менее популярным однопартийцам), заранее предугадать, каким будет итоговый состав партийной фракции в думе, невозможно.

Неформально статус депутата-одномандатника считается выше депутата-списочника, потому что для победы в одномандатном округе человек должен все-таки обладать каким-то влиянием, будь то авторитет, денежная состоятельность или харизма. В случае, если одномандатник по какой-либо причине досрочно сложит свои полномочия, его мандат нельзя никому передать, только провести по его округу дополнительные выборы. Депутаты-списочники проходят в думу, как правило, за счет ресурсов и репутаций своих партий, их личный авторитет вторичен, а в случае их выбывания из гордумы вакантное место может занять следующий кандидат из партийного списка.

Выбирая гордуму, мы тем самым выбираем и главу города. Согласно нынешнему законодательству, в Кирове нет прямых выборов главы города. Эту роль исполняет председатель городской думы, который избирается из числа депутатов самими парламентариями в течение месяца после формирования нового состава думы. Каждый из депутатов может предложить на пост главы свою кандидатуру или кандидатуру своего коллеги. Избранным на должность главы города считается тот кандидат, который получил больше половины голосов от общего числа депутатов.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью: