Активисты объяснили, почему они против строительства мусороперерабатывающего комплекса в Лубягино

Во вторник, 11 февраля на пресс-конференции активисты объяснили, почему они протестуют против строительства рядом с их домами мусороперерабатывающего комплекса «Лубягино».

«Первоначальной причиной народного возмущения послужило скрытое проведение публичных слушаний в Федяковском сельском поселении по поводу внесения изменений в генеральный план территории и последующее принятие решения, основанное на этих слушаниях, о переводе земель сельхозназначения в земли промышленности. Мнение населения однозначно: проведённые процедуры незаконны и требуют отмены всех последующих решений», — цитирует жителя деревни Лубягино Вячеслава Царюка интернет-портал «Свой кировский«.

Царюк пояснил, что местные жители знали о планах по строительству мусороперерабатывающего комплекса в Лубягино и следили за состоянием участка, также они просили главу администрации поселения оповестить их о начале публичных слушаний. Однако в январе они узнали о переводе земель, а документы получили только после запроса. Активисты даже не знают, кто те пять человек, которые присутствовали на слушаниях: в протоколе их имена не указаны. По словам Царюка, позиция депутатов Федяковского сельского поселения поменялась, они планируют провести внеочередное заседание Думы и переголосовать по этому вопросу, «поскольку были введены в заблуждение главой администрации, который подсунул им липовые результаты общественных слушаний».

Житель микрорайона Радужный Павел Вахрушев заметил, что активисты выступают за строительство мусоросортировочных и перерабатывающих предприятий и за раздельный сбор отходов. Однако они категорически против размещения объекта в непосредственной близости от жилья. По словам активистов, на Кировскую городскую агломерацию приходится почти 60% всех отходов области.

«Объект вписан между садоводческими обществами, коттеджными посёлками и деревнями и находится в двух километрах от микрорайона Радужный с подветренной стороны. А половина отведённых земель по плану попадает в охранную зону аэропорта Победилово. Расстояние от будущего комплекса до черты Кирова – деревни Олинцы — один километр», — рассказал Вахрушев.

Вячеслав Царюк добавил, что менее чем в километре от будущего комплекса проходит недостроенный Кумёнский водовод. Хотя водопровод новый, закрытого типа, никто не даст гарантии, что в случае аварии «вода не отравит всех жителей Кирова», полагает активист.

Павел Вахрушев заметил, что крупные промышленные предприятия города — такие как «Авитек», «Лепсе», «Машзавод 1 мая», «ОЦМ» — находятся в северной части города. Такое расположение выбрано с учётом розы ветров, чтобы минимизировать загрязнение воздуха в жилых кварталах в случае аварий или утечки. Вахрушев пояснил, что в последние годы идёт активная застройка юга и юго-запада города, в новых микрорайонах живут молодые семьи с детьми.

«Чем руководствовались наши чиновники, когда согласовывали размещение комплекса «Лубягино» с южной подветренной стороны города? При возможной техногенной аварии или утечке вредные вещества попадут в новые микрорайоны города, где живёт молодое население и самое большое количество детей. Каким образом такие действия властей соответствуют заявленным президентом приоритетам развития в областях демографии и здравоохранения?», – задаётся вопросом активист.

Жительница деревни Олинцы, эксперт в сфере экологии Елена Бахарева пояснила, что 40 лет работает в агрохимцентре, который занимается проблемами плодородия и качеством сельхозземель.

«Когда планируется такой сложный объект, должны быть чётко учтены экологические характеристики возможных последствий, а они будут обязательно, — считает она. — Отходы в городе пока не сортируются, присутствует и органическая, и неорганическая часть. Органическая часть – это пищевые отходы, «мокрый» мусор, который отсортировать очень сложно. В этом мусоре есть и отходы бытовой химии, лампочки и батарейки. В результате этого в почве обнаруживаем ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, а в воде — повышенное содержание нитратов и всё те же тяжёлые металлы. Должна быть чётко продумана территория охраны и защиты близлежащих населённых пунктов и в принципе 500 тысяч населения Кирова».

Елена Алексеевна подчеркнула, что в настоящее время неизвестна технология переработки, которая будет применена. По её мнению, переработка мусора будет проходить под термическим воздействием, то есть будут выбросы и дым. К тому же мусор перерабатывается только на 30-40%, а оставшаяся часть складируется на полигонах, рассказала она.

«Министерство окружающей среды в своих аргументах по строительству мусоросортировочного комплекса в Лубягино оперирует влиянием логистики на тариф, — говорит Вячеслав Царюк. — Мы считаем такие манипуляции недопустимым экономическим шантажом населения. В соседних регионах тарифы на перевозку ниже, а расстояние — больше».

Так, по мнению министерства, увеличение расстояния до завода на 10 км увеличивает расходы до 100 миллионов рублей. По мнению Павла Вахрушева, люди будут готовы доплатить по 27 рублей с человека в месяц, чтобы не видеть под своими окнами свалку.

Вячеслав Царюк рассказал и том, как 10 февраля прошла встреча с министерством. Результатами этой встречи активисты довольны: между населением и властью начался диалог. В частности, правительство рассматривает другие варианты для размещения этого объекта. Также в некоторых микрорайонах города планируют вести раздельный сбор мусора. Чиновники предложили свозить активистов на полигон «МАГ-1» в Нижегородской области и посмотреть, какие технологии используются там.

«У нас нет оснований верить голословным объявлениям и красивым картинкам. Единственная возможность вернуть доверие жителей — реализация данного проекта в удалённом от города месте и подтверждение заявленной экологической безопасности постоянным мониторингом с помощью независимых экспертиз и общественного мнения», — заявил Царюк.

Местные жители просят отменить решение о переводе земель и исключить из терсхемы строительство комплекса в Лубягино.

Руководитель проекта «Чисто Вятка» Григорий Поскрёбышев поинтересовался у активистов, почему протест начался только сейчас, ведь полигон в Лубягино работает уже более 10 лет. На что ему Вячеслав Царюк ответил, что протест начался из-за вранья по публичным слушаниям. К тому же власти обещали закрыть полигон сначала в 2016 году, потом в 2020-м, а сейчас его работа продлена до 2023 года. По словам активиста, действующий полигон расположен внутри лесного массива, который загораживает деревни от свалки. Планируемый комплекс планируют разместить «в чистом поле, у границ населённых пунктов».

«Зачем нам занимать другие земли сельхозназначения, если уже есть, грубо говоря, загрязнённая территория? Логично, что там надо строить, наверное, так правительство и думало. Зачем занимать новые земли, загрязнять их, протягивать туда дороги? Почему вы не хотите задать Министерству вопросы? Надо мусор сортировать и перерабатывать, почему бы не поставить фильтры и не сделать замкнутый цикл», — считает Поскрёбышев.

Активисты ещё раз напомнили, что они не против комплекса, но не в Лубягино. По словам Вячеслава Царюка, большинство жителей области проживают в Кировской городской агломерации. Сейчас вместе с правительством рассматриваются другие варианты для размещения комплекса, которые находились бы недалеко от областного центра.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью: