Нововятск – город и теплоход. Продолжение морской истории «Нововятска»

В редакцию интернет-портала НОВОВЯТСК.РФ обратился режиссер ГТРК «Вятка» Алексей Фоминых. Он не первый год сотрудничает с сайтом, одну из статей два года назад посвятил найденным им фотографиям сухогруза, который носил название нашего города — Нововятска (ныне – Нововятский район города Кирова).

В этом году исполнилось 50 лет с того момента, как название «Нововятск» оказалось на борту мощного океанского сухогруза.

Напомним, тогда Алексей Фоминых, поделился фрагментом статьи из газеты «Кировская правда» за 13 мая 1970 года:

«в Ленинград, в управление Балтийского морского пароходства, на днях пришла радиограмма из Финляндии, из города Турку. Капитан дальнего плавания Г.В. Семенов сообщает: «В торжественной обстановке поднят Государственный флаг на теплоходе «НОВОВЯТСК». Экипаж судна сделает все для того, чтобы с честью выполнить любое задание Родины». Уже на следующий день «Нововятск» вышел по маршруту Турку-Вентспилс. Из этой латвийской гавани судно начало другой рейс, к берегам ФРГ, в порт Бремен. Там «Нововятск» возьмет груз — металлические трубы для газопровода — и доставит его в Ленинград.

Затем океанский богатырь направится к берегам братской Кубы. А потом его увидят в гаванях Японии, Австралии, Новой Зеландии и многих других стран».

Как писал в статье журналист, оставалась одна проблема — не удалось найти ни одного изображения «Нововятска» с близкого расстояния. Несколько фотографий сухогруза на рейде давали общее представление о его очертаниях — не более.

«И вот удача! В госкаталоге музейных фондов мне удалось найти подборку фотографий хорошего качества этого морского гиганта! Фотографии сохранились в «Музее морского флота». Ранее они нигде не публиковались. Еще одним открытием стало большое количество статей в областной прессе, посвященных дальним походам «Нововятска», — поделился Алексей Александрович.

НОВОВЯТСК.РФ публикует наиболее интересные фрагметы статей о теплоходе «Нововятск»,  которые прислал в редакцию Алексей Фоминых.

История сухогруза «Нововятск» по газетным публикациям.

«Кировская правда» 1974 г.№17

«РАДИРУЕТ «НОВОВЯТСК»

Вот уже пятый год бороздит голубые дороги планеты торговый теплоход «НОВОВЯТСК», крупнейший на Балтике.

В Ленинград, порт своей приписки моряки часто шлют короткие весточки. В одной из радиограмм рассказывается: «Борт теплохода «НОВОВЯТСК» (по радио). Члены общества дружбы «Финляндия-СССР» позаботились об организации хорошего отдыха для балтийцев вовремя стоянки в стране Суоми. В городе — побратиме Ленинграда Турку, для нас была организована автобусная экскурсия. Вместе с моряками теплохода «Краснокамск» мы побывали в доме-музее В.И.Ленина, посетили другие места, связанные с пребыванием там Владимира Ильича в 1907 году, когда он вынужден был отправиться в эмиграцию. Экскурсия оставила глубокое впечатление.

Ю.Егоров, первый помощник капитана теплохода «НОВОВЯТСК»

***

Морские сухогрузы типа «Новгород» стали продолжением серии сухогрузов типа «Красноград» и «Краснокамск» проекта R-1476 (Финляндия). Серия строилась с 1967 по 1970 годы на судоверфи «Крейтон-Вулкан» (Финляндия, г.Турку).

Всего было построено как минимум 15 судов, все поступили в Балтийское морское пароходство ММФ СССР, порт приписки Ленинград.

Тип судна: теплоход, сухогруз.

Конструктивный тип: двухпалубное, с баком и ютом, с надстройкой и МО, смещёнными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.

Валовая вместимость: 9149,92 т

Длина наибольшая: 150,85 м

Ширина: 20,60 м

Высота борта до главной палубы: 12,0 м

Осадка: 5,34/9,16 м \Скорость: 17,0/18,0 уз.

Место постройки: завод «Вяртсиля-Зульцер» (г.Хельсинки, Финляндия)

Почему же имя города Нововятск попало на борт «океанского богатыря»? Оказалось, все очень просто! Корабли из серии «Новгород» построенные в Финляндии получили имена созвучные первому образцу: «НОВГОРОД» — «НОВОВЯТСК», «НОВОСИБИРСК», «НОВОКУЗНЕЦК», «НОВОМОСКОВСК», «НОВОКУЙБЫШЕВСК», «НОВОТРОИЦК», «НОВОДРУЖЕСК», «НОВОАЛТАЙСК», «НОВОМИРГОРОД», «НОВОТРОИЦК», «НОВОПОЛОЦК», «НОВОВОЛЫНСК», «НОВОЗЫБКОВ», «НОВОГРУДОК», «НОВОЛЬВОВСК».

***

«Кировская правда» 1974 г.№235 (5 октября)

«ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ  «НОВОВЯТСКА»

Трудовая биография теплохода «НОВОВЯТСК» не так велика, всего четыре с небольшим года. Но судно уже побывало в разных районах Мирового океана, посетило много портов, где у моряков появились друзья. Об этом свидетельствуют и экспонаты небольшого судового музея.

Многочисленные яркие вымпелы напоминают членам экипажа об интернациональных встречах и спортивных матчах с молодежью Бразилии, Мексики, Кубы. Рядом подарки молодых чилийцев.

…О трудовых буднях моряков-ленинградцев рассказывает весточка с моря. За кормой порты Центральной и Северной Америки. Десять дней заполненных трудом, переходы, грузовые операции — все это потребовало от моряков огромного физического и морального напряжения. И балтийцы показали, что трудности их не страшат. Все работали с полной отдачей сил, не считаясь со временем. Рейс сложился так, что вместо трех запланированных портов теплоход «НОВОВЯТСК» побывал в четырех! Работу затрудняла необычная жара. Она доходила до 35-37 градусов по Цельсию. Экипаж преодолел все трудности. Из Нью-Йорка «НОВОВЯТСК» вышел точно по расписанию. Все трюмы судна заполнены грузом.  Рейс -Европа-США-Европа экипаж настроен завершить с высокими финансовыми показателями.

Л.Рыбаков, первый помощник капитана сухогруза «НОВОВЯТСК»

***

«Сейчас теплоход-красавец Нововятск снова в большом плавании, он сдает мирные грузы, доставленные из Ленинграда, в столичном пору Кубы Гаване. На обратном пути заходы в Антверпен, Гамбург и наконец, встреча с родным Ленинградом. Трудовая вахта «НОВОВЯТСКА» на голубых дорогах продолжается!»

А.Бровков, сотрудник газеты «Моряк Балтики»

***

Удалось проследить и дальнейшую судьбу сухогруза «Нововятск» — в лихие девяностые он был продан за рубеж. В 1994 году корабль получил имя «Mirto», а в 1996 году новый владелец присвоил ему название «Citi Breeze». Встал на вечную швартовку сухогруз «Нововятск» после 28 лет странствий по морям и океанам планеты в 1998 году.

Статья подготовлена при участии Алексея Фоминых.

Все права на текст и фотографии принадлежат Алексею Фоминых и интернет-порталу НОВОВЯТСК.РФ.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью: