Запуск городской электрички: мнения нововятичей и экспертов

В начале июня стало известно о планах Министерства транспорта Кировской области по запуску в Кирове городской электрички. Испытать на себе новый способ добраться в Киров предстоит жителям Нововятского района. Однако в перспективе рассматривается возможность продлить маршрут до Кирово-Чепецка. Интернет-портал «Свой кировский» узнал подробности о проекте и расспросил жителей города и экспертов в сфере транспорта, нужен ли электропоезд.

Идея организовать в Кирове городскую электричку принадлежит Министерству транспорта региона. Запрос на новый доступный вид транспорта сформировался уже давно: машин в городе с каждым годом становится всё больше, многие горожане утром и вечером стоят в пробках.

В 2018 году Киров вошёл в первую сотню городов мира по уровню загруженности дорог в рейтинге от международной компании Inrix (всего в списке было 1 360 городов в 38 странах мира). Согласно исследованию, в 2017 году кировские автолюбители примерно 40 часов простояли в пробках. Время, проведённое в дорожных заторах, составило около 19% от всего времени вождения.

Киров уже давно мечтает о метро. В местных СМИ не первый год подряд появляются новости, связанные с его строительством, и каждый раз эта далёкая от реальной жизни инициатива вызывает ажиотаж и споры. Ещё в 2014 году в соцсетях появилась схема кировского метрополитена, разработанная студентом Александром Захаровым: станции расположены практически по всему городу и в центре связаны кольцевой линией.

В 2015 году бизнесмен из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин предложил построить в Кирове наземное метро с бесплатным проездом и отправил в городскую администрацию соответствующее предложение. Не теряющие надежд кировчане до сих пор собирают подписи за строительство «надземки». По подсчётам автора инициативы, на строительство 1 км трассы потребуется до 300 млн рублей.

Минтранс придумал своё «наземное метро» — городская электричка по маршруту Киров — Поздино — Советская. Таким образом, жители Нововятского района могли бы быстро добираться до железнодорожного вокзала, а оттуда — практически в любом направлении.

В Министерстве транспорта железнодорожный транспорт называют самым безопасным, экологичным, быстрым и комфортным способом перемещения большого количества пассажиров.

«Безусловно, в настоящее время интерес к городской электричке возникает, в первую очередь, в связи с активным ростом количества личного автотранспорта и растущей напряжённости городского трафика основных магистралей в часы пик. Городская электричка может взять на себя функцию наземного метро, поскольку использовать существующие железнодорожные пути существенно дешевле, чем прокладывать тоннели метрополитена», — говорится в ответе Министерства на запрос портала Свойкировский.

Пока что разработка проекта по созданию городской электрички находится на начальном этапе. Согласно пилотному варианту, она будет ходить на участке Киров — Поздино — Советская. Предполагается поэтапное обустройство четырёх новых платформ. Первой из них будет станция «Советская» вблизи Вятского фанерного комбината (либо в районе улиц Октябрьской, либо в районе парка ЛПК).

В дальнейшем — «ТЦ «Грин Хаус», «Луговая» (рядом со слободой Корчёмкино в районе пересечения ул. Фабричной с железнодорожной линией), «Нововятская» (напротив ул. Пушкина). Стоимость строительства пока не определена. Расстояние между остановками «городской электрички» выбрано по принципу проектирования метрополитена – от 2 до 3 километров между станциями, прокомментировали в Министерстве транспорта Кировской области. Но в перспективе маршрут будет существенно продлён.

«Полнофункциональный проект «городская электричка» предполагает к 2026 году курсирование семи дополнительных пар электропоездов по всей территории города Кирова: от станции «Матанцы» до станции «Полой», — сообщают в ведомстве. — Вопрос о возможности в дальнейшем организации движения пригородных поездов до Кирово-Чепецка рассматривается органами власти Кировской области совместно с организациями железнодорожного транспорта».

Стоимость проезда в электричках будет такой же, как в автобусах и троллейбусах (сейчас это 22 рубля), а прибывать они будут с интервалом 1 час в часы пик утром и вечером. Редактор паблика «Строим Киров» Александр Галушко считает этот вариант оптимальным.

«Опрос показывает, что большинству людей нужно добираться именно утром и вечером на работу (учёбу) в центр и обратно. На это же время приходятся основные заторы на дорогах. Электропоезд с вместительными вагонами заберёт пиковую нагрузку, разгрузит автобусы, без пробок доедет до места назначения. В остальное время достаточно существующих автобусов», — сказал он.

Впрочем, в Минтрансе признают, что наиболее комфортным был бы интервал в 20 минут в часы пик и 1 час в течение дня. Такой вариант обусловлен экономическими причинами. Однако эксперт межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Владимир Валдин отмечает, что интервал всё-таки должен быть меньше.

«Расписание должно быть тактовым, то есть чётким и легко запоминающимся. 10:27, 10:47, 11:07… Человек не должен ждать, когда прибудет поезд, у него должно сложиться понимание, что он ходит каждые 30 минут, а в идеале — каждые 20».

На первоначальном этапе городская электричка должна решить проблему пробок перед железнодорожным переездом, который в народе называют «горбатым». Именно он становится причиной вынужденных остановок на пути в Киров по 30 — 40 минут и даже дольше.

«Утром я стараюсь выезжать пораньше, чтобы не стоять в пробке, — поделилась жительница Нововятского района Татьяна Сикова. — Вечером «попадаю» на переезд минимум на 15 минут. Летом он закрыт дольше. Считаю, что запуск электрички решит проблему лишь частично. Удобно будет ездить людям, которые работают недалеко от железнодорожного вокзала или по пути следования электропоезда. Но не думаю, что таких много. Ездить с пересадкой немногие согласятся, при условии, что на рейсовом автобусе пересадка не требуется. Самым оптимальным решением проблем, связанных с переездом, было бы строительство тоннеля или путепровода. Причём не только для нашего микрорайона, а также и Кирово-Чепецка и всех деревень по данному маршруту».

Действительно, планируемый маршрут электрички частично дублирует существующие автобусные: 16-й, 46-й и 87-й. Ликвидировать их не планируют. Построить тоннель через «горбатый» переезд нововятичи просят уже давно, но на дорогостоящий проект нет денег. Тем не менее, как следует из результатов опроса, который недавно провело территориальное управление по Нововятскому району, 93% нововятичей всё же готовы воспользоваться услугами электропоезда. Одни отнеслись к идее с воодушевлением, другие — со скепсисом.

На первом этапе предполагается использовать электропоезда Глазовского направления, так что время перекрытия железнодорожного переезда на пути из Нововятска в Киров не увеличится, подчёркивают в Министерстве транспорта.

Отметим, что онлайн-опрос уже завершён. В нём поучаствовали всего чуть более 1,2 тысяч горожан. Это около 2,5% от всего населения Нововятского района. Жители Нововятского района, с которыми мы пообщались на улице, отнеслись к идее проекта без энтузиазма.

«Этот проект — полный бред, — поделился Николай (имя изменено). — Никто не тратить лишние 20 минут, чтобы дойти до платформы, особенно пенсионеры. Все привыкли ездить на автобусе. 46-й и 87-й маршруты огибают весь район. Даже если запустят эту электричку, проблему с переездом это не решит».

По нашим замерам, кратчайший путь от остановки «Парк» до проходной Вятского фанерного комбината, где планируется оборудовать первую платформу, займёт около 7-8 минут. Однако основной жилой массив находится ещё дальше.

По словам Владимира Валдина, электропоезд — это практически беспроигрышный вариант для городов, в том числе для небольших, как Киров, численностью около 500 тысяч человек. В Европе этот вид транспорта пользуется популярностью. Городская электричка используется, например, в близких по населению Лейпциге и Дрездене. В России успешный опыт реализации подобного проекта пока что есть только у Москвы — там городская электричка пользуется спросом (городская электричка также есть в Екатеринбурге, Волгограде, Нижнем Новгороде). Позитивно относится к идее и редактор паблика «Кировской транспорт» Арсений Метелёв.

«Идея запуска городской электрички напрашивается среди урбанистов уже давно. Такой вид транспорта теоретически поможет решить ряд городских проблем: это и время пассажиров в пути от точки А до точки Б, и снижение нагрузки на переполненные автобусы из Нововятского района, и увеличение пассажиропотока в электропоездах. И самое главное, что для этого уже имеется основная инфраструктура».

Сотрудник транспортной компании (г. Краснодар) Дмитрий Вохмянин настроен более скептично.

«Нужно обратить внимание на то, что городская электричка оправдана только тогда, когда она обслуживает большие пассажиропотоки из отдалённых или оторванных районов города, ближайших пригородов и городов-спутников. Важно подчеркнуть: это должны быть большие пассажиропотоки, адекватные провозным возможностям обычных пригородных электропоездов, которые с высокой долей вероятности могут быть задействованы в подобном проекте. А эти провозные мощности очень и очень велики, и при низкой загрузке этот проект будет обречён на неокупаемость, а значит, ляжет бременем на плечи перевозчика или бюджета, вынужденного эти маршруты субсидировать».

Дмитрий приводит пример использования железнодорожного транспорта в Лянгасово, где, по словам эксперта, станция имеет неплохую доступность, а время в пути до Кирова на электричке составляет всего 23 минуты.

«Электропоезда «Киров — Лянгасово» и «Киров — Лянгасово, парк Б», по сути, и являются такими «городскими электричками» с незапамятных времён. И даже то, что Лянгасово — посёлок железнодорожников, не привело к тому, что железнодорожная связь с Кировом получила хоть какое-нибудь развитие. Скорее, наоборот: число рейсов и объёмы перевозок только падают, — отмечает Дмитрий Вохмянин. — Очень показательна история менее чем 10-летней давности, когда пригородные автобусные маршруты до посёлка Лянгасово были переданы в ведение муниципалитета, что привело к отмене маршрутов 170 и 175, и до посёлка остался ездить только маршрут номер 101. Жители требовали возврата автобусов, увеличения машин на 101-м маршруте, но я не припомню даже намёка на рассмотрение варианта с обеспечением транспортного обслуживания посёлка электропоездами, более быстрыми, вместительными и сопоставимыми по цене. Таких предложений не звучало ни от жителей, ни от властей».

Владимир Валдин обращает внимание на важность разъяснительной работы с потенциальными пассажирами электрички: нужно будет объяснить людям (например, через СМИ) преимущества передвижения на новом виде транспорта. Это, в первую очередь, время в пути и цена поездки, но и влияние на экологию.

Также необходимо благоустройство дорог, ведущих к железнодорожным платформам. Это один из ключевых критериев эффективности [городской электрички]. Если «последняя миля» для пассажира будет неудобна, то с высокой долей вероятности он предпочтёт другие способы транспортировки, даже если они отнимут у него больше времени», — обращает внимание Дмитрий Вохмянин.

«Конечно, если до остановки не будет обустроен тротуар и лестницы, туда вряд ли кто-то доберётся. Нужно понимать, что железнодорожная линия около Нововятска расположена под обрывом. К путям в направлении Глазова сейчас нет подходов, в направлении Кирова – только у первой проходной Фанерного комбината есть лестничный сход до земли, у второй он ведёт на крышу проходной. В любом случае, проход к платформам нужно будет строить», — добавляет Александр Галушко.

В опросе жители Нововятского района уже выразили опасения по поводу благоустройства. Например, дорога к Вятскому фанерному комбинату, где может появиться первая платформа, слабо освещается, а станция Поздино находится слишком далеко от жилых массивов, и дорога, ведущая к ней, находится в плохом состоянии. Судя по ответу Минтранса, пожелания горожан при реализации проекта будут учтены.

Так или иначе, перспективы у городской электрички в Кирове в целом неплохие, но для того, чтобы новый вид транспорта был действительно удобным и эффективным, нужно развивать маршрут в нескольких направлениях. Так, Арсений Метелёв предлагает построить второй путь от улицы Мельничной до станции Поздино, а также продлить маршрут до станции Лянгасово.

Так появится прямая связь с таким же отдалённым и труднодоступным микрорайоном, к которому сейчас нововятичам добраться можно с большим трудом, установятся новые экономические связи, ускорится путь к аэропорту Победилово, который расположен по соседству, а дачники в летний сезон не будут ходить по головам. <…> В далёкой перспективе можно также рассмотреть продление маршрута до города-спутника — Кирово-Чепецка, альтернативный маршрут туда напрашивается давно. К станции «Чепецкой» нужно будет организовать общественный транспорт, а в идеале и вовсе следует продлить линию до Ледового дворца: рядом расположен автовокзал, было бы удобно перехватывать пассажиропоток.

Александр Галушко также считает, что маршрут целесообразно продлить до Матанцева с организацией платформы в районе посёлка Ганино в конце улицы Майской.

«В таком случае город будет связан с севера на юг альтернативным видом общественного транспорта. Для большего охвата пассажиров потребуются дополнительные остановки в районе улиц Луганской, Калинина, Щорса, Тимирязева, Песочной и Пушкина. В идеальном варианте необходимо рассматривать продление до Кирово-Чепецка, но не всё сразу. Развивать маршрут нужно поэтапно, в зависимости от наличия средств в бюджете и окупаемости первых этапов», — считает Александр.

Пока что никаких, даже примерных расчётов стоимости проекта по созданию городской электрички нет. Известно лишь, что расходы по обустройству платформ возьмёт на себя владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кто и на какие деньги будет финансировать обустройство тротуаров, по которым предстоит добираться к электропоездам, тоже пока непонятно.

Поделиться новостью:
Поделиться новостью:

1 комментарий к записи “Запуск городской электрички: мнения нововятичей и экспертов

  1. Все планируемые остановки располагаются очень неудобно. Заставить людей ходить пешком лишние 500/700 метров даже при наличии нормального асфальта сложно.

Комментарии закрыты.